На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неврозы. Магазинная завимость.


Козодоева Л.А., врач-нутрициолог, г. Москва

 

В 1883 году известный французский писатель Эмиль Золя в своем романе "Дамское счастье" описал удивительно точно болезнь под народным названием "мотовство". Он и не подозревал, что через сто с небольшим лет эта болезнь в медицине займет свое законное среди неврозов место с особым названием "shopping dependence" (англ. shop - магазин) - "магазинная зависимость".

Необходимо сразу же уточнить, что речь пойдет не о богачах, не знающих, куда девать деньги, а действительно о больных людях, страдающих определенным видом невроза, - о мотовщиках.

Многовековые наблюдения позволили ученым сделать интересные выводы - народы Востока этим пороком не страдают. Их оберегает от этого. вида невроза врожденная мудрость и умение экономить.

Первыми обратили внимание на "шоппинг депенденс" немецкие врачи невропатологи и психиатры. Затем с тревогой заговорили об этой болезни ученые Америки. Отечественные социологи, изучая состав посетителей магазинов, побеседовали с продавцами ГУМа, ЦУМа. Эти крупные торговые центры посещают люди молодого и среднего возраста, часто это офисные работники, уставшие от однообразия бумаг, компьютеров, цифр. Кроме того, эти люди часто находятся в состоянии депрессии, одинокие. Некоторые мечтают выбрать невесту, назначить свидание, просто "поглазеть", но встречаются и "клептоманы", которые воруют ради своего удовольствия иногда совершенно ненужные им вещи.

Появилась также новая категория людей - "халявщики" - любители рекламных акций. Если переиначить пословицу, то можно спросить: "Скажи зачем ты ходишь в магазин, и я скажу кто ты". В принципе, "магазинная болезнь" - это необязательно покупка чего-либо.

Как у всякой болезни, у данного вида невроза есть свои признаки относительные и абсолютные.

Относительные: учащенный пульс, обильное потоотделение, мелкая нервная дрожь, иногда спазмы в желудке, блуждающий взгляд по всему тому изобилию, что представлено в магазине.

К абсолютным относятся ниже приведенные признаки, приводящие к развитию невроза (достаточно 2-3 совпадения); при этом человек:

1. Не считает, сколько наличности дома или в кошельке.

2. Не откладывает деньги на приобретение "нужной" или запланированной вещи.

3. Неаккуратно платит за коммунальные услуги.

4. Живет на грани долгов или в долг (хотя прожиточный минимум вполне достаточен).

5. Терпеть не может разговаривать на тему, что не умеет тратить деньги.

6. Уверен, что деньги откуда-то появятся: кто-то поможет, выиграет в лотерею и т.п.

Избыточное накопление вещей является невротическим состоянием, которое может перейти в тяжелый невроз, мешающий не только окружающим, но, прежде всего, самому заболевшему.

Как избавиться от начинающихся признаков "магазинного невроза"? Вот несколько полезных рекомендаций зарубежных специалистов:

1. Если идете в магазин, запланируйте, что купить и на какую сумму. Возьмите только необходимую часть денег.

2. Идите один или возьмите человека, который сумеет вас удержать от ненужного приобретения, но ни в коем случае не такого же "мотовилу".

3. Измените ваш маршрут, если не в силах пропустить любимый магазин.

4. Обязательно подсчитывайте при возвращении, сколько потратили на нужное и сколько "ушло" на ненужные расходы. А затем разделите вторую цифру на первую. Если выше единицы, то результат покажет степень вашего мотовства.

Магазинным или денежным неврозом страдают люди, которых в детстве не научили правильно обращаться с деньгами. Воспитание в данном случае играет огромную роль.

Есть еще такое наблюдение: денежный невроз может иметь место у людей с недостатком серотонина в крови (так называемого "гормона удовольствия"). Здесь несколько вариантов: врожденная патология наследственного характера или приобретенная - в результате какого-либо заболевания.

Такие люди чаще становятся жертвами "шоппинг депенденс". Покупка становится допингом, а в самом процессе купли-продажи возрастает количество серотонина. У некоторых это вызывает состояние эйфории. То же самое происходит в момент "бросания денег на ветер" под видом благотворительности.

После бурной реакции радости идет резкий спад - разочарование, обида, гнев на самого себя.

В последнее время ученые открыли удивительный процесс, происходящий с тканью мозга. Но в начале вопрос - кто больше транжирит: мужчины или женщины? Женщины тратят деньги по мелочам - "на ленты, кружева, булавки". Самые крупные моты - это мужчины - игра в карты, казино, автомобили и на тех же женщин.

В чем же открытие? Оказалось, что мужской мозг стареет быстрее (пока нет этому объяснения), чем женский. Сокращается его объем, особенно тех отделов, которые отвечают за мыслительные процессы, память, способность к планированию. Это затылочно-теменная часть.

Одна из версий: начинается остеохондроз шейного отдела позвоночника, который приводит к развитию различных вариантов цереброваскулярной патологии. Появляются жалобы на головные боли, снижается работоспособность, неустойчивое эмоциональное состояние, колебание артериального давления, снижение зрения, головокружение, иногда кратковременная потеря сознания, т.е. отмечается хронический процесс недостаточности кровоснабжения мозга.

Позже ко всем этим жалобам присоединяется картина астенодепрессивного состояния - апатия ко всему. В бытовой ситуации обычно женщинам рекомендуют купить какую-то обновку, мужчины "исправляют" эти состояния известными способами - водка и женщины, т.е. вновь искусственное повышение серотонина.

В основе данной патологии лежат не только функциональные нарушения отдельных систем и органов, но и глубокие изменения на клеточном уровне, прежде всего, в виде авитаминозов и дефицита минеральных веществ. Наблюдается гипофункция щитовидной железы, снижение иммунной защиты.

Прежде чем говорить о лечении "магазинной болезни", необходимо вернуться к истокам этого заболевания и предрасполагающим факторам.

В настоящее время имеется достаточно много литературы по воспитанию детей, где рассматриваются вопросы значения денег в жизни ребенка. Например: 5-6-летним детям один или два раза в неделю рекомендуется давать небольшую сумму денег. Пусть сам ребенок решит, на что их ему потратить - на игрушку, карандаш или мороженное, только что-то одно. Более старших детей следует привлекать к обсуждению покупок в семье, считаясь при этом с их аргументацией. Ребенка нельзя ругать за разбитую или разорванную вещь, но необходимо выразить сожаление о том, что ею теперь нельзя пользоваться и деликатно напомнить о затраченных на её покупку деньгах.

Предрасполагающими факторами развития этой патологии могут также быть тяжелые материальные условия жизни или, напротив, изобилие всего и незнание "откуда деньги берутся"; наличие друзей со склонностью к мотовству; жизненная неподготовленность, наивность, особенно у людей творческих, с более развитым правым полушарием, преобладающим над логической рассудительностью левого полушария.

Приостановить или предупредить процесс "магазинного невроза" можно с помощью БАД, подбирая препараты для улучшения памяти, снятия астенодепрессивного синдрома и повышения иммунозащитных сил.

Для лечения этого вида невроза рекомендуются препараты фирмы NSP , которые доказали свою высокую эффективность также и при других видах неврозов и депрессивных состояниях

При астенодепрессивном синдроме Lecithin (лецитин) используется в дозировке до 3-4 капсул в день. В этот же курс рекомендуется включить Kelp - водоросли с большим количеством микроэлементов, включая йод, который повышает активность щитовидной железы, что опосредованно увеличивает и выработку серотонина.

Вее Pollen (цветочная пыльца) - замедляет процесс старения, повышает физическую активность, снимает явления депрессии.

Perfect Eyes (антиоксидантный комплекс) - не только препарат для улучшения зрения; содержащиеся в нем компоненты - селен, магний, хром улучшают микроциркуляцию в мозгу и, подавляя продукцию свободных радикалов, замедляют процесс старения.

Omega-3 - содержащая полиненасыщенные жирные кислоты, являющиеся структурным веществом мозга, и потому необходимые для нормальной деятельности нейронов.

GGC - в добавке содержится элеутерококк, колючий и сибирский женьшень, усиливающий функцию надпочечников, а, следовательно, активизирующий работу всей гормональной системы. Кроме того, в её составе имеется Готу Кола - растение улучшающее кровоснабжение мозга и одновременно обладающее седативным действием.

Ginkgo biloba - экстракт в таблетках. Препарат хорош не только тем, что улучшает память, но и обеспечивает микроциркуляцию на клеточном уровне. Достаточно 1 таблетки в день.

Ginkgo/Golи Cola - отличается от выше названного препарата тем, что в состав введена трава готу кола, улучшающая питание мозга и снижающая его излишнюю возбудимость.

ВР-С - многофункциональная добавка к пище. Корень пиона улучшает сон и снимает вегетососудистые нарушения, а корень женьшеня повышает физическую и умственную работоспособность.

Профилактически эти добавки необходимо принимать с 40 лет женщинам, с 35 лет - мужчинам, с учетом их положения в обществе, профессиональной деятельности, образования и т.д.

Для людей, склонных к "магазинной болезни" или уже страдающих ею, нужна не только индивидуальная консультация психоневролога, но также, как ни странно это покажется обывателю, врачанутрициолога. Неудивительно, что большинство людей отрицают наличие у себя такого вида зависимости и не могут критически оценить свое состояние.

Правильно подобранный план фитотерапии обязательно приведет к надежным результатам, необходимо не только признание, но и желание самого больного избавиться от данной патологии, которая, хотя и не смертельна, но ведет к постепенной деградации личности.

Описание перечисленных в статье препаратов можно посмотреть здесь

Картина дня

наверх